?

Log in

No account? Create an account

Пт, 8 янв, 2010, 22:53
Клубок непричёсанных мыслей — v. 0.3 beta

Сейчас здесь неупорядоченный поток сознания о Новой Модели Потребления — я называю её «модель iTunes» в честь магазина, с которого понемногу началась потребительская революция. Мне жаль, что все эти мысли пришли именно в мою голову: я вряд ли сумею достойно их изложить, и, похоже, они так и останутся невостребованными.

Текст пока не обработан. Я планирую написать маленький рассказ-иллюстрацию, чтобы создаваемая картина была яснее.

Моим ЖЖ-друзьям: текст по здешним меркам довольно большой, и, хоть я и разбил его на отдельные тезисы, он очень слабо структурирован, — так что можете пропустить, ничего не потеряв :)


The world is changed.
I feel it in the water. I feel it in the earth. I smell it in the air.
The world is changed.

Сейчас создаётся Новая Модель, радикальная смена парадигмы потребления. Отдельные её фрагменты появлялись и раньше, но только сейчас они сложились в единое целое.


1. В ситуации, когда создание дополнительной единицы товара стоит пренебрежимо мало и доступно всем желающим, пытаться избежать свободного тиражирования товара — всё равно что перегораживать реку с детским совочком.
2. 3D — дар небес для киноиндустрии и возможность сохранять существующую бизнес-модель в течение ближайших нескольких лет; «Avatar» — первая ласточка и великолепный пример возможностей 3D. При этом те же киноиздатели заинтересованы в более поздней доступности абонентских 3D-устройств, и в этом возможен конфликт с производителями таких устройств.
3. Повсеместная доступность медиаконтента способствует развитию человечества в целом, но негативно влияет на ничтожно малую его часть. Я исхожу из допущения, что в условиях доступности средств творчества попытки контролировать распространение неуместны.
4. Таким образом, возникает проблема материального вознаграждения создателей контента.
5. Прямые пожертвования, благотворительные фонды, выступления, merchandise, franchise («йогурт с Микки Маусом»)
6. Одно из решений, возможно, самое перспективное и несущее наибольшую отдачу — сервис. Модель iTunes оказывается наиболее работоспособной.
7. Важно понимать, что в модели iTunes собственно товар играет второстепенную роль, вполне соответствующую как качеству коммерческого товара, так и парадигме непрерывного потребления. Главное — сервис, удобство потребителя.
8. При этом для «расчётливых» покупателей может быть предусмотрен flat-rate, подписка с неограниченным доступом.
9. Революционность этой модели в том, что она _учитывает_ возможность потребительского тиражирования товара и обходит её, просто предоставляя большее удобство. При невысокой (с точки зрения потребителя) цене единицы товара это прекрасно работает.
10. Вторая и не менее революционная идея «модели iTunes» — в том, что она отражает суть постиндустриального общества: в условиях материального достатка важнейшим ресурсом является и будет являться — время! Даже если типичный потребитель и не задумывается на эту тему, для него более выгодной («здоровой») стратегией поведения будет трата времени на а) зарабатывание денег и б) непосредственно _потребление_, с максимальным снижением доли обеспечивающих потребление (но не являющихся таковым) процессов. При этом временнЫе затраты на пункт «а» ввиду их обеспечивающей сути станут занимать всё меньше и меньше времени.
11. Кстати. Деятельность RIAA, MPAA и иже с ними — это конвульсии умирающего левиафана. Работоспособность модели iTunes сохраняется без проблем даже при доступности потребительского копирования. Как? Очень просто. Ты можешь переписать мне песенку (с помощью отдельной утилиты!), но ОНА НЕ ПОЯВИТСЯ В МОЁМ АККАУНТЕ iTunes!!! Это будет просто "персональный трек". Если я потеряю свой айпод, то доступ к своей коллекции в iTunes я получу, как только куплю новый. А вот переписанная песенка пропадёт вместе с айподом, но благодаря сохранённым в iTunes спискам воспроизведения я смогу её мгновенно найти в каталоге. И _купить_.
12. Ещё раз кстати. Возникают стимулы развития двух, гм, отраслей? областей? в общем, двух (трёх!) штук: беспроводные коммуникации, персональная идентификация и энергоэффективность.
14. Беспроводные коммуникации: новая парадигма подразумевает Спонтанное Непрерывное Мгновенное Потребление с Постоянной его Социализацией. Для этого необходим непрерывный высокоскоростной доступ к каналам доставки и обмена информацией. И он будет обеспечен.
15. Как ни крути, большинство потребителей неспособны придумать более сложный пароль, чем девичья кличка любимого хомячка или «12345». Identity theft _пока_ не стал осознаваться потребителями как серьёзная угроза — и, учитывая, что для работоспособности Новой Модели требуется максимальная вовлечённость потребителя в систему потребления, нужно, чтобы угроза кражи или подлога личной информации и не стала возможной. Варианты решения: биометрия, биометрия или биометрия. Паспорт, который всегда с тобой. Вижу это примерно так: комплексное решение — быстрый и точный графологический анализ (подпись пальцем на экране айпода) плюс распознавание лица плюс, возможно, капиллярная сетка на руке, глазу. Важно, что биометрические данные будут использоваться для аутентификации в онлайн-сервисах, (для входа на клиентское устройство можно использовать что-то попроще), и айпод _не__будет_ заниматься анализом биоданных — _только_ упаковка и отправка для анализа на серверах поставщиков.
16. Энергоэффективность: розетки есть не везде, а потреблять нужно _непрерывно_. Значит, в обеспечение максимальной автономности будет вложено много сил — и это обеспечит как минимум полный день работы клиентского устройства. Ну и цены на энергоносители растут, да, — но потребителям это безразлично.
17. Очень активно развиваются компании по доставке. Логистика — это жизнь, а наша новая концепция подразумевает непрерывное потребление и материальных услуг тоже.
18. Изготовление мелкотиражных материальных объектов будет максимально приближено к потребителям; будут доступны 3D-принтеры, автоматические печатные лаборатории и сборочные автоматы (для кастомизации покупки: цвет крышечки, рисунок, комплектация).
19. Производство потребительских товаров будет развиваться с огромной скоростью. Ремонт станет анахронизмом, он станет очень мелким бизнесом для решения по-настоящему сложных технических задач: восстановление данных, реставрация. Гарантия будет сводиться к замене всего  устройства. Надёжность товара не будет приоритетом, зато обеспечение гарантийных обязательств и безопасность товара для потребителя станут критически важны для производителей.
20. Производственные линии будут очень гибкими, перенастраиваемыми буквально «на лету». Собственное производство останется у некоторых компаний, при этом будут активно использоваться OEM- и ODM-модели взаимодействия производителей. Роль производителей будет уходить на второй план по сравнению с ролью поставщиков.
21. Будет много работы для маркетологов: хотя у потребителей будет поддерживаться иллюзия индивидуальности, тренды будут формироваться с опережением, чтобы успеть подготовить товар. Тренды будут меняться с огромной скоростью.
22. Участие потребителей в создании новых материальных товаров станет общедоступным, но вряд ли займёт заметное место.
23. Социальные сети охватят всё. Потребитель будет постоянно и одновременно находиться в нескольких сетях, сети будут иметь выраженную специализацию. В них будут предусмотрены механизмы для обеспечения мгновенной покупки понравившегося товара (материального или нет), рекомендательные сервисы (автоматически генерируемая «current music», доступная для друзей, например); пользователям будет доступно формирование _каналов_ — подкасты, rss-фиды, радио, новости.
24. Существования новостных сайтов, впрочем, это не отменит. Платная подписка останется только для узкоспециализированных сайтов (наука, финансы, медицина, искусство и т.д.), всё финансирование будет только за счёт рекламы.
25. Оффлайн-газеты будут разделены на две группы: большая — копеечная «жёлтая пресса» для самых бедных потребителей (цена, естественно, будет нужна, чтобы не раздавать бесплатно; главное — реклама; печатается на быстроразлагаемой бумаге, распадающейся через неделю-две) и очень малочисленная — дорогие многостраничные газеты «для статуса» — печатаются on demand.
26. Журналы и книги примут статус арт-объектов, с одновременным исчезновением понятия «тираж» (переход на print on demand полностью).
27. Поставщики разной немат-продукции (тексты, музыка, видео), скорее всего, будут разными — но с тесно развитой кооперацией: обмен данными потребителей, единые авторизационные данные, создание единого профиля потребителя; туда же добавляются данные из социальных сетей и из магазинов материальных товаров.
28. Будут активно развиваться и поддерживаться поставщиками группы по интересам — клубы любителей того и сего, с постоянной доступностью и расширяющимся ассортиментом сопутствующих товаров.
29. Средствами платежа будет либо PayPal, либо кредитки, тут всё без изменений. Платёжная инфраструктура будет быстро и эффективно обслуживать микроплатежи — их количество будет стремительно расти.
30. «Подпольные» каналы доставки немат-продукции останутся, но значительной роли играть не будут: модели iTunes они не страшны вообще, потребители не станут связываться — такие каналы не интегрируются в потребительскую экосистему, средств для развития они получать не будут (откуда?), возможно, останется риск судебного преследования пользователей (хоть это и глупо); при этом любые попытки создания бизнеса на нелегально добытом товаре будут пресекаться со всей жестокостью, поскольку только они могут угрожать Прекрасной Новой Модели Потребления.





UPD: В тему: http://pussbigeyes.livejournal.com/156917.html — некоторые пункты пересекаются (внимание: тамошние комментарии лучше даже не смотреть)
UPD2: Катализатором написания послужила эта заметка Артамонова (как обычно, довольно резкая), в ней Олег хорошо описывает мышление Нового Потребителя, ряд комментариев тоже интересен.
UPD3: Помимо _всего_, что писал Гибсон — особенно советую «Предел» Зайделя. И прессу, да, — но не слишком пристально =)

Вт, 21 сент, 2010 03:56 (UTC)
jeanniewr

В друзьях :)

Вс, 23 янв, 2011 10:14 (UTC)
meequz

Неплохо расписано. Ссылок только бы поставить, не всем же известно что такое "OEM- и ODM-модели взаимодействия производителей"

Ну и картинка в тему:

Вс, 23 янв, 2011 12:30 (UTC)
bs1

Думаю, что дочитавший до этого места либо уже знает, что такое OEM/ODM, либо достаточно терпелив, чтобы залезть в википедию :))
Впрочем, ок, сейчас поставлю.

Пт, 12 авг, 2011 04:08 (UTC)
petrvictorovich

1. Бизнес модель iTunes - замечательная, с этим всё ок (впрочем, я всё равно буду всё получать бесплатно).

2. Совершенно понятно, из чего сделаны такие выводы, из каких тенденций. Это не фантастика, это то, что уже есть. Даже... ты увидел те тенденции, которые запустили все те люди из Гугл и Эпл. Понятно, что они их увидели\создали давно.

3. Нет, мы не живём в мире бесконечно-развивающегося технического прогресса, всё конечно - ресурс конечен, земля конечна - потребительская идеология (кстати навязанная человечеству определёнными людьми с определёнными целями) подвела планету к катастрофе.
Искусственно раздутая потребительская экономика перераспределяет в пользу банков и финансового сектора уже порядка 80 % трудовых ресурсов человечества (т.е. простых людей как имели тысячи лет, так и продолжают иметь, просто более изобретательно и скрыто).
Крах мировой финансовой системы, начало конца которой мы сейчас наблюдаем будет иметь тягчайшие последствия, вплоть до голодомора во вполне развитых технологичных странах.

4. Если человечеству удастся свернуть с пути полного саморазрушения, то дальнейшая история развития, вероятно, пойдёт в русле не развития технологий производства (хотя это никуда не денется, просто перестанет быть основной парадигмой), но развития технологий социальных, т.е. технологий того, как нам всем, наконец-то, договориться и научиться ЭФФЕКТИВНО взаимодействовать (это, кстати, и к великому росту производительных сил приведёт).

В общем, я не спорю с пунктами про технологию, всё это УЖЕ ЕСТЬ, просто всё не так радужно, слишком уж у тебя всё на американский лад - типа: "парадигма непрерывного потребления", "надёжность товара не будет преиритетом" - будет она приоритетом! хватит жрать и гадить!

Пт, 12 авг, 2011 11:17 (UTC)
bs1

>Искусственно раздутая потребительская экономика перераспределяет в пользу банков и финансового сектора уже порядка 80 % трудовых ресурсов человечества

Как будто что-то плохое :)

Вообще с моральными оценками наблюдаемого и уж тем более потенциально возможного у меня как-то туго. Слово «Прекрасный» в названии модели — и вовсе отсылка к Хаксли.
Отчасти мне жаль, что вместо яблонь на Марсе и счастья всем, даром, у нас есть айфон 5 (например, см.)
Однако — и WW3 отдалилась на какой-то неопределённый срок.

>Крах мировой финансовой системы, начало конца которой мы сейчас наблюдаем

Какой-то конец неубедительный, КМК :)
В России что-то интересное ещё может случиться, в мире же, полагаю, всё будет очень мирно. Кризисы произойдут, конечно, однако их негативное действие и восстановление после них окажутся очень быстрыми; всемирной Великой Депрессии, думаю, не будет.

>дальнейшая история развития, вероятно, пойдёт в русле не развития технологий производства , но развития технологий социальных

Очень надеюсь на это. Вообще, если заглядывать ещё дальше, очень хочу, чтобы когда-нибудь люди создали какой-то технический аналог телепатии... Мечты, мечты.

>всё это УЖЕ ЕСТЬ, просто всё не так радужно, слишком уж у тебя всё на американский лад - типа: "парадигма непрерывного потребления"

Видимо, ирония поста была слишком тонкой :)
Я не пишу о том, хорошо или плохо происходящее. Восхищение, которое у меня порой прорывается, относится к прогностической и созидательной способности некоторых людей: например, тот же Джобс мне не слишком приятен, однако то, что он делает, по-моему, невероятно.

>"надёжность товара не будет преиритетом" - будет она приоритетом!

В довольно ограниченной области. «Длинный хвост» же: для каждой мало-мальски заметной группы потребителей найдётся свой товар :)



Спасибо за комментарий, появились задумки о том, что ещё можно дописать...

Пт, 12 авг, 2011 12:02 (UTC)
petrvictorovich

Эх-ох... Ладно, разглагольствовать не будем.
Я предпочитаю считать что: "голактега ОПАСНОСТЕ!", мне не нравится "куда меня тащат эти пидорасы", и "надо прыгать, прыгать надо" и думать тоже - длелать что-то, понимать.

Вт, 6 авг, 2013 10:38 (UTC)
malck: Слишком-многа-буков!

А давай я тебя укушу и ты станешь лиловым в крапинку?..

Чт, 8 авг, 2013 15:43 (UTC)
bs1: Re: Слишком-многа-буков!

А давай я себя укушу и стану таким же, как я? :Р

Коот, сия стена текста была порождена моим бесчинствующим надсознательным, когда его как-то внезапно замкнуло на ноосферу - только успевал записывать :)
Всё думал поправить и отредактировать - но фигвам, индейское жилье. Джобс благополучно ушел в верхнюю тундру, а других визионеров как-то и нет...